© anekdotov.net
ЦБ и ФНС будут обмениваться данными, содержащими банковскую и налоговую тайны. Всплывут все незаконные и полузаконные поступления на счета физлиц. Налогами будет обложено всё.
На общественное обсуждение вынесен проект поправок в статьи 86 и 102 НК – об информации, поставляемой в налоговую банками, и о налоговой тайне. В число "поставщиков" будет включен ЦБ. Он будет сдавать налоговым органам документы и сведения, в том числе составляющие банковскую тайну, а также содержащие персональные данные физлиц. ЦБ и ФНС должны будут заключить соглашение об информационном обмене.
Обмен предполагается двусторонний. ЦБ будет получать сведения, составляющие налоговую тайну (планируется также внесение изменений в закон о ЦБ в рамках другого законопроекта). В отношении ЦБ будут применяться требования о неразглашении таких сведений, будет действовать ответственность за утрату документов с такими данными и за утечки. Доступ к этим сведениям в ЦБ будут иметь только должностные лица, определяемые руководителем ЦБ.
Что (или кого) поимеет ФНС
Но самое интересное – в пояснительной записке: оттуда можно узнать, что авторы законопроекта нацеливаются на борьбу с агрессивным налоговым планированием, со сложными скрытыми схемами ухода от налогообложения.
Повышение эффективности работы налоговиков напрямую зависит от исчерпывающего набора информации. Сейчас у налоговых органов недостаточно полномочий для получения на регулярной основе от Банка России документов и сведений, составляющих банковскую тайну или содержащих персональные данные. Это-то и исправят.
Благодаря поправкам ФНС надеется получать сведения:
- об операциях по счетам банков в территориальных учреждениях ЦБ;
- об операциях по счетам клиентов банков;
- отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, предусмотренную нормативными актами ЦБ.
С помощью этой информации ФНС сможет лучше отбирать своих "жертв" при помощи риск-ориентированного подхода.
Увидят все поступления на все счета
Новшества позволят существенно сократить количество запросов в банки, направляемых налоговыми органами, говорится также в поясниловке. А вот это – вкупе с "об операциях по счетам клиентов банков" – уже совсем интересно и порождает пищу для размышлений. В этой связи можно вспомнить, что при недавнем явлении народу основных направлений налоговой политики мы спрогнозировали, к чему приведет активизация информационного обмена. Теперь это подтверждается (хотя не сказано, что законопроект разработан для реализации "направлений").
Дело в том, что по запросам сейчас налоговики получают сведения о движении денег по счетам как фирм и ИП, так и физлиц. Банки "автоматом" пересылают только сведения об открываемых/закрываемых счетах. А вот данные об операциях – это гигантские массивы информации. Видимо, только поэтому и существует "запросная" система, а теперь, вероятно, нашлось техническое решение.
Так что налоговики получат вожделенную возможность мониторить все, что поступает на счета как фирм и ИП, так и физлиц. Не напрягаясь – без запросов. Сейчас как: проводят, например, камеральную проверку какой-либо декларации. Чтобы увидеть, не занижен ли доход, составляют запрос, ждут. Всего этого не будет – информация у налоговой будет на блюдечке.
К тому же, вспомним, что существует и еще один законопроект – о создании единой информационной платформы при ЦБ. Заявленная цель – сортировка фирм и ИП по рискам "отмывания". Но по существу – ЦБ сможет просто собрать в одном месте всю информацию обо всех. И вполне естественно, если сведениями с "платформы" ЦБ тоже будет делиться.
С физлицами сейчас вообще все сложно, их много, налоговики не знают, кого ловить (кроме тех, кто явно "нарвался"). Имея же всю информацию о поступлениях на счет, ФНС сможет в автоматическом режиме отслеживать деньги, перечисляемые физлицам без законных оснований: "серую" зарплату, выручку от мелкого нелегального бизнеса и так далее. Так что все подозрительные поступления на счета окажутся как на ладони и будут обложены налогами.
ЦБ тоже получит свою выгоду
ЦБ, в свою очередь, будет получать от налоговых органов сведения и (или) документы, содержащие налоговую тайну, что позволит повысить оперативность и качество надзорной деятельности ЦБ в отношении банков и НФО – лучше оценивать их риски. Иными словами – ликвидировать еще больше банков.
Например, ЦБ будет иметь:
- бухгалтерскую и налоговую отчетность;
- сведения о доходах юрлиц и ИП;
- информацию о сомнительных операциях;
- данные об имуществе юридических и физических лиц;
- сведения об объектах налогообложения и суммах уплаченных налогов (сборов), задолженности перед бюджетом.
Эта информация будет касаться клиентов банков и НФО, учредителей (участников), аффилированных лиц банков и НФО, эмитентов ценных бумаг, поручителей, гарантов. При помощи этих сведений ЦБ сможет лучше оценивать достоверность информации, которую сдают поднадзорные. Кроме того, ЦБ сможет уточнить свои инструкции – критерии сомнительности, а иными словами – более уверенно заносить банковских клиентов в черные списки.
Что это даст бизнесу? Как ни странно, есть одно преимущество – концепция "одного окна": единожны представив документ в ЦБ либо налоговую, не будет необходимости его подавать в иные органы. Хотя "одно окно" в виде "ока Саурона" – слабое утешение.
Источник: Audit-it.ru налоговая тайна
Источник: audit-it.ru