В 2020 г. телефонные и онлайн-мошенники заработают на россиянах около 150 млрд р., из которых 66 млрд р. приходится на доходы псевдобанковских сотрудников.
Это подсчитали аналитики BrandMonitor на основе данных ВЦИОМа, пишет «Коммерсантъ».
По данным компании, мошенники получили 66 млрд р., выдавая себя за представителей финансовых организаций по телефону и снимая деньги через банкоматы, 46,5 млрд р. было заработано на фиктивных медицинских услугах, а 18,6 млрд р. принесли фишинговые сайты и несуществующие интернет-магазины.
Разговоры с фиктивными медработниками оказались самыми дорогостоящими: в среднем заработок на этой форме составил более 50 тыс. р. с человека. Псевдобанковские сотрудники получали около 27 тыс. р. за один раз с карт обманутых собеседников или около 15 тыс. р. через банкоматы, следует из данных BrandMonitor.
Оценить размер хищений в реальности крайне сложно, так как люди часто не сообщают о своих потерях. По предварительным оценкам «Лаборатории Касперского», речь действительно может идти о десятках миллиардов рублей, подтвердил ведущий эксперт компании Сергей Голованов. По его словам, большое количество инцидентов в русскоязычном сегменте интернета было связано со скамом, то есть с онлайн-мошенничеством, при котором злоумышленники обещают пользователю денежное вознаграждение, для получения которого ему нужно уплатить комиссию.
Собеседник в одной из компаний отмечает, что суммы заработков мошенников можно назвать «космическими» даже по сравнению, например, с объёмом чистой прибыли, которую ВТБ планирует заработать по итогам 2020 г. — 70—75 млрд р. (см. “Ъ” от 23 декабря).
В первом полугодии 2020 г. Банк России заблокировал более 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, что в четыре раза больше аналогичного периода прошлого года, следует из отчётности ЦБ.
В 2019 г. объём операций, совершенных онлайн без согласия клиентов, составил 6,4 млрд р., следует из данных ФинЦЕРТ. Средний «чек» телефонного злоумышленника из псевдобанка в 10—15 тыс. р. оценивал в феврале 2020 г. в интервью «Российской газете» замдиректора департамента Банка России по информационной безопасности Артем Сычев.
В 2020 г. встретились два усиливающих друг друга тренда: ежегодный значительный рост мошенничества и переход населения на удаленную работу, которая повышает значимость средств коммуникации и лояльность людей к входящим незнакомым звонкам, полагает руководитель центра мониторинга и реагирования на инциденты Jet CSIRT компании «Инфосистемы Джет» Алексей Мальнев.
По данным «Лаборатории Касперского», в России в 2020 г. среди всех входящих с неизвестных номеров доля спама составила 63%, а доля звонков с подозрением на мошенничество — 5,9%.
Источник: asn-news.ru