Судам нужно проверять экспертов по автоспору на соответствие установленному законом требованию –– наличию у них пройденной аттестации Межведомственной аттестационной комиссии (МАК).
Группа юридических компаний «Лекс» в ноябре 2020 г. добилась в Верховном суде отмены судебных актов судов Краснодарского края по трём делам с аналогичными обстоятельствами.
Первый страховой случай произошёл 19 мая 2017 г., в результате которого были причинены механические повреждения автомобилю Ford Focus. Гражданская ответственность виновника в ДТП была застрахована по договору ОСАГО.
Второй страховой случай имел место 22 июня 2018 г. В данном случае повреждения причинены дорогой иномарке — автомобилю Porsche Cayenne. Ответственность виновника застрахована по договорам ОСАГО и ДСАГО.
Третий страховой случай произошёл 2 ноября 2017 г., в результате него также повреждён автомобиль премиум-класса — Mercedes Benz. Ответственность виновника застрахована по ОСАГО.
Все потерпевшие, не согласившись с размерами выплат, произведёнными страховой компанией, обратились в суды с исками о взыскании страхового возмещения.
В основу судебных решений судов первой инстанции были положены заключения судебных автотехнических экспертиз. В первых двух случаях представители страховщика оспаривали экспертные заключения, поскольку профессиональная аттестация судебных экспертов ранее была аннулирована Межведомственной аттестационной комиссией (МАК) за неоднократные грубые нарушения в сфере проведения автотехнических экспертиз. В третьем случае судебный эксперт в принципе не имел профессиональной аттестации. Суды не сочли данные доводы заслуживающими внимания. Суды апелляционной и первой кассационной инстанций поддержали решения судов первой инстанции.
В связи с этим юристы Группы юридических компаний «Лекс», представляющей интересы страховщика, обратились с кассационными жалобами в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда.
При кассационном рассмотрении дела представители страховщика ссылались на то, что, согласно закону об ОСАГО судебный эксперт-автотехник должен иметь аттестацию МАК для проведения экспертизы. В противном случае заключение судебного эксперта является нелегитимным и не может расцениваться как допустимое доказательство в гражданском процессе.
При рассмотрении дел Верховный суд согласился с представителями страховщика и разъяснил: законом об ОСАГО и подзаконным актом Минтранса установлены специальные требования к экспертам-автотехникам, в том числе при проведении экспертизы по назначению суда. Согласно этим требованиям, эксперт должен состоять в государственном реестре экспертов-техников и проходить профессиональную аттестацию под руководством МАК (согласно п. 4 ст. 12.1 закона об ОСАГО и Приказу Минтранса России от 22 сентября 2016 г. № 277).
Таким образом, экспертные заключения были составлены с нарушениями установленных законом требований, так как аттестация экспертов была либо аннулирована (по первым двум случаям), либо эксперт вообще её не проходил (в третьем случае). Верховный суд отметил, что доказательства, полученные с нарушением законных требований, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ст. 55 ГПК).
В итоге Верховный суд отменил судебные акты по всем трём делам и направил дела на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
По теме:
Верховный суд: апелляция не должна снижать размер возмещения без изменения решения суда первой инстанции
Источник: asn-news.ru